Подготовка семьи-воспитательницы. Семьи-воспитательницы начинают готовить с осени. Крайне желательно в конце лета обеспечить для них хороший принос пыльцы, а с ранней весны стимулировать их развитие скармливанием сахарного сиропа, медовой сыти или медово-сахарного теста с белковыми добавками.
Пчелы семей-воспитательниц выполняют исключительно функцию кормилиц. Медосбор оказывает благоприятное влияние на результаты приема личинок, способствуя развитию большого числа полноценных пчел-кормилиц. Перед началом прививки личинок семья воспитательница должна иметь не менее 10—14 кг углеводного корма (лучше чистого меда) и 2—Зсота с пергой. Определяющее значение имеет сила семьи-воспитательницы, и прежде всего резерв молодых пчел на каждом соте. В связи с этим в качестве воспитательницы лучше использовать семью, занимающую два корпуса, при этом количество сотов сокращают вдвое (до 10— 12), а всех пчел оставляют в гнезде. Если таких сильных семей на пасеке еще нет, их создают путем объединения двух, а то и трех средних по силе семей.
Формирование семьи-воспитательницы с отборам магки. От полноценной семьи отбирают матку, а также весь открытый расплод, оставляя лишь 3—4 сота с печатным расплодом, в результате чего пчелиная семья лишается возможности вывести матку из своих личинок. Матку отбирают за 9—10 дней до предполагаемой первой прививки. За этот период накапливается большой резерв молодых пчел-кормилиц. За 3—5 ч до прививки в середине гнезда подготавливают место для прививочной рамки, сократив количество сотов.
Соты с хорошим печатным расплодом для формирования семей-воспитательниц получают следующим образом. Матку отсаживают в своей же семье за перегородку из ганемановской решетки. В отделении, где нет матки, оставляют открытый расплод, который через 9 суток будет запечатан. Там, куда отсажена матка, располагают соты с печатным расплодом и соты под засев. Матку и открытый расплод отбирают в день формирования семьи-воспитательницы.
Формирование семьи-воспитательницы с разновозрастным расплодом. От сильной пчелиной семьи отбирают матку, а через 5—6 ч подставляют в середину гнезда между сотами с печатным расплодом прививочную рамку с личинками. Через 2 суток гнездо семьи-воспитательницы тщательно осматривают и уничтожают все выявленные зачатки свищевых маточников, ухудшающие прием личинок.
Этот трудоемкий способ формирования семьи-воспитательницы оправдывает себя только при работе с серыми горными кавказскими пчелами и их помесями. Средне-русские пчелы в этом случае закладывают много свищевых маточников и плохо принимают подставленные зачатки для искусственного вывода маток.
Использование семьи-стартера основано на биологических особенностях некоторых семей хорошо принимать личинок на воспитание. Матку и весь открытый расплод за несколько часов перед постановкой личинок удаляют из семьи, оставив в ней не менее 10—14 кг меда, 2— 3 перговых сота и 10—12 улочек пчел. Личинок дают только для приема, а через 20—24 часа прививочные рамки с принятыми личинками от них отбирают и переносят в сильные семьи-воспитательницы для дальнейшего развития. В ту же семью спустя 5—6 ч после отбора принятых личинок дают на прием новую прививочную рамку с тремя рейками, по 12 привитых личинок на каждой из них. Для поддержания нужных кондиций семьи-стартеры регулярно подсиливают печатным расплодом и молодыми пчелами.
А. Е. Тимошинова (1985) в НИИ пчеловодства получила хорошие результаты приема личинок, пользуясь именно этим способом.
Т. В. Вахонина и Р. Н. Бодрова (1987) применяли при работе с ульями-лежаками следующий способ. Выделенные под воспитательниц семьи делили на две группы, а в одной из них делили гнездо пополам. Против летка оставляли половину гнезда с маткой, а во вторую половину собирали соты со зрелым расплодом, отодвигали их в сторону от летка и отделяли разделительной доской с устроенным внизу проходом для пчел. В эту часть улья (без матки) подставляли прививочные рамки по мере отбора рамок с молочком в течение 15 дней, г затем обе половины гнезда объединяли. После этого приступали к идентичной работе со второй группой семей, а семьи первой группы находились на реабилитации.
В Краснополянском питомнике НИИ пчеловодства для семей-воспитательниц используют 36-рамочные ульи-лежаки. Глухими перегородками их разделяют на три равные части. В верхней части перегородок вставляют кусочки гаиемановской решетки, обеспечивающие свободное сообщение пчел. В передней стенке каждого отделения устраивают летки. Все три отделения заселяют еще с осени, закрыв наглухо окна из гаиемановской решетки кусочками фанеры. Среднюю семью весной подсиливают, подкармливают и используют в качестве воспитательницы. Две крайние семьи служат для постоянного ее подсиливания с тем, чтобы в семье-воспитательнице всегда было не менее 6 рамок с расплодом и 4 сота с медом и пергой.
Приступая к получению молочка, от семьи-воспитательницы отбирают матку, ставят в гнездо рамку с молодыми личинками и снимают кусочки фанеры с окошек из гаиемановской решетки, чтобы пчелы всех трех отделений свободно сообщались между собой.
В конце сезона в семью-воспитательницу подсаживают матку и готовят семью к зимовке.
Во всех случаях молочко отбирают по истечении 3 суток после постановки прививочной рамки и тут же на место этой рамки ставят следующую. С отобранных рамок сметают пчел, ставят в переносной ящик и переносят в лабораторию. Маточники для удобства укорачивают горячим скальпелем, а молочко отбирают или стеклянной лопаточкой, или вакуум-насосом.